Изрядно поистершаяся — тревожный сигнал, после которого надо немедленно приступить к устранению этого дефекта. Если зона износа уже «перешагнула» кромку подступенка, отремонтировать проступь будет значительно труднее. Возникает вопрос: как отделить дефектную часть проступи от исправной.
На этот вопрос мы и постараемся найти ответ в данной статье
При работе электролобзиком, к проступи желательно прикрепить упорную планку в качестве направляющей для инструмента. Это можно сделать с помощью струбцин или клиньев, забиваемых между торцами планки и тетивами лестницы.
Если в проступи еще достаточно неистертого места, в ней можно выбрать паз под вставку (вместо удаленной части кромки). В этом случае площадь контакта между основой и вставкой будет больше, а соединение на клею и шурупах — прочнее. В торцах удаляемую часть проступи следует запиливать на скос в направлении крайних «здоровых» частей кромки.
На первый взгляд может показаться, что лучше удалить всю кромку проступи целиком и заменить ее новой планкой (вставкой). Однако в этом случае новая планка должна быть значительно длиннее, чем видимая часть проступи, что потребует ее подгонки к тетивам. Ремонт пройдет без особых проблем, если взять вставку, длина которой больше длины видимой части проступи всего лишь на полтолщины материала тетив.
В этом случае вставку можно ввести с одной стороны и затем выверить ее так, чтобы она равномерно прилегала к обеим тетивам. Вставка будет держаться прочнее, если дефектную кромку срезать так, что бы остальная часть проступи своей передней кромкой опиралась на заднюю половину верхней кромки подступенка. Это можно сделать только с помощью стамески.
Примечание: для изготовления вставки рекомендуется использовать дерево твердой породы, способное противостоять интенсивным механическим нагрузкам.
Запиленные на скос торцы вставки и удаляемой части кромки проступи усиливают соединения между вставкой и проступью. Прежде чем удалить дефектную часть кромки, проведите ровную разделительную линию, совпадающую с передней поверхностью подступенка.
Если разделительная линия проходит впереди подступенка, дефектную часть проступи удаляют электролобзиком.
При креплении сквозной, врезаемой в тетивы вставки, места врезки тщательно зачищают и удаляют следы старого клея.
Вставку сначала грубо обрабатывают рубанком. Подогнав по месту, ее профиль формируют окончательно. Линии текстуры должны проходить горизонтально.
Во вставке сверлят отверстия под шурупы. Клей наносят на контактирующие поверхности вставки и проступи.
Шурупы затягивают так, чтобы их головки были утоплены. Лунки поверх головок сначала зашпаклевывают, а затем обрабатывают эти места тонкой шлифовальной шкуркой.